Даёшь стране тепла!

Александр Квашнин, исполнительный директор АПРО
Ситуация на российском рынке отопительных приборов заметно улучшилась после введения в 2018 году обязательной сертификации поступающих на него моделей.
Даёшь стране тепла!

По крайней мере, на рынке стало меньше приборов, не соответствующих заявленным характеристикам. Ведущая роль в продвижении стандартизации принадлежит некоммерческой корпоративной организации АПРО (Ассоциация Производителей Радиаторов Отопления), созданной в 2015 году. Основные цели её деятельности – увеличение объёмов производства отопительных приборов в Российской Федерации и повышение доли отечественной продукции на внутреннем рынке потребления.  О сегодняшней ситуации, сложившейся на отраслевом рынке в сложных экономических условиях, отягощённых пандемическими  ограничениями, и о тех мерах, которые необходимы для достижения указанных  выше целей, мы попросили рассказать исполнительного директора АПРО Александра Квашнина.

Какие основные тенденции прослеживаются сегодня на российском рынке радиаторов отопления, как они влияют на деятельность отечественных производителей в современной ситуации, в том числе с учётом пандемии?  Что тормозит развитие отрасли?

По итогам 2020 года и на сегодняшний день на российском рынке отопительных приборов сохраняются тренды, заложенные в предыдущие 3-4 года. Во-первых, стабильно продолжают расти объёмы отечественного производства отопительных приборов. Так, по экспертным оценкам Ассоциации производителей радиаторов отопления (АПРО) с учётом результатов опроса заводов-изготовителей, в 2020 году рост объёмов производства алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления на территории Российской Федерации составил 3,9%, а дополнительный количественный объём производства – порядка 1,2 миллиона секций. В сегменте стальных панельных радиаторов наблюдалась более позитивная картина – в нём по итогам 2020 года темпы роста объёмов отечественного производства составили 20,7%, а физический прирост – 386 тысяч штук. Во-вторых, продолжается снижение объёмов ввоза отопительных приборов в Россию, одним из драйверов которого в прошлом году выступал девальвационный фактор. Так, по расчётам ведущего отраслевого агентства по анализу рынка климатического оборудования «Литвинчук Маркетинг», по итогам 2020 года объёмы импорта снизились просто «обвально» – на 27%. Каким образом повлияла на всё это пандемия новой коронавирусной инфекции? Она негативно сказалась на объёмах производства, импорта и потребления. В пиковый период пандемии беспрерывно работали далеко не все отечественные производства, что отразилось на объёмах выпуска продукции. Вместе с тем карантинные ограничения на границах и, соответственно, барьеры для международной торговли «ударили» по отопительным приборам иностранного производства гораздо более ощутимо. В результате, если у отечественных производителей лишь замедлился рост объёмов производства, то у иностранных изготовителей и импортёров объёмы ввоза снижались в драматических величинах. При этом в качестве сдерживающего фактора для роста рынка в целом выступила коронакризисная стагнация в строительном секторе – ведь в 2020 году объемы ввода нового жилья не только не выросли, но и «припали» (с 82,4 до 80,6 млн кв. метров), что безусловно, негативно сказалось на ёмкости рынка внутрироссийского потребления продукции отрасли.

Какие действующие отечественные стандарты нуждаются в доработке и утверждении в новой редакции, какие новые нормативные документы нужно разработать и ввести в ближайшее время для обеспечения развития технического регулирования и стандартизации в отрасли производства и поставок на российский рынок радиаторов отопления?

В настоящее время на завершающей стадии находится согласование проектов новых редакций двух основных стандартов на отопительные приборы – ГОСТ 31311 «Приборы отопительные. Общие технические условия» и ГОСТ 53583 «Приборы отопительные. Методы испытаний».
Данные стандарты были приняты соответственно в 2005 и 2009 годах и давно уже требуют пересмотра с учётом текущих технологических требований и производственных реалий. Что касается стандарта на технические условия производства отопительных приборов, то с введением с июня 2018 года обязательной сертификации радиаторов отопления и конвекторов ряд его требований перешёл из разряда добровольных в категорию обязательных, что эскалирует необходимость его скорейшей актуализации. В свою очередь, стандарт на методы испытаний на сегодняшний день «не закрывает» ряд метрологических пробелов в части определения отдельных показателей, что снижает уровень взаимного доверия к результатам испытаний. Все эти проблемы мы планируем «зачистить» посредством введения в действие новых версий этих двух стандартов, полностью отвечающих самым современных требованиям как в сфере производства отопительных приборов, так и в области лабораторного дела.


В дайджесте АПРО от ноября 2020 г. Вы говорили, что в целях защиты внутреннего рынка ассоциация будет продвигать установление требований к локализации производства отопительных приборов, а также об установлении нового инструмента контроля ввоза отопительных приборов в Россию – механизма прослеживаемости. О каких конкретных  требованиях к локализации идёт речь, и в чём должен заключаться механизм прослеживания?

Предлагаемые требования по локализации касаются обеспечения при производстве отопительных приборов выполнения на территории Российской Федерации определённого перечня производственных и технологических операций, таких как изготовление отливок; литьё, гибка и сварка, покраска.Соответствующие предложения по внесению изменений  в постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2015 г. № 719 направлены АПРО в Минпромторг России. Данная инициатива поддержана главой одного из субъектов Российской Федерации. В настоящее время этот вопрос приобрёл особую актуальность в связи с включением отопительных приборов всех типов в перечень отдельных видов промышленных товаров, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 617, по которым для продукции иностранного производства введены ограничения участия в государственных и муниципальных закупках по правилу «третий лишний». Введение требований к локализации производства позволит минимизировать практику крупноузловой (отверточной) сборки в России радиаторов из иностранных комплектующих, будет способствовать развитию отечественной компонентной базы. Что касается инструментов прослеживаемости, то они сейчас активно вводятся в различных форматах – маркировка средствами идентификации, прослеживаемость путём использования товаросопроводительных документов, лицензирование импорта, в том числе автоматическое и т.д. Но к введению этих инструментов АПРО относится очень осторожно, поскольку здесь необходима все сторонняя оценка риска, чтобы не возложить на отрасль избыточное регуляторное бремя и не допустить на рынке коллапса и дефицита продукции.  


Какие ещё меры могут способствовать развитию внутреннего рынка радиаторов в России и укреплению на нём позиций отечественных производителей?

Наряду с уже введёнными нормативными правовыми актами мерами государственного регулирования планируем задействовать потенциал инструментов саморегулирования российского рынка отопительных приборов. За счёт этого планируем создать комплексную эффективно функционирующую систему обеспечения безопасности и достоверности характеристик отопительных приборов за счёт синергетического эффекта от усилий по проведению государственного и общественного контроля, параллельно применяемых по принципу «двух ключей»: • для отопительных приборов - «обязательная сертификация» + верификация АПРО достоверности результатов сертификационных испытаний = честный отопительный прибор»; • для испытательных лабораторий – «обязательная аккредитация + добровольная нотификация АПРО = лаборатория, признанная отраслевым сообществом». В качестве такого инструмента также предлагается принять Кодекс добросовестной практики в сфере производства и оборота отопительных приборов на территории Российской Федерации, к которому смогут добровольно присоединяться представители всех основных групп участников нашего отраслевого рынка – отечественные производители, импортёры, иностранные изготовители, оптовые поставщики, розничные продавцы, органы по сертификации и испытательные лаборатории.


Какова готовность российских производителей радиаторов (конвекторов) к выводу их продукции на внешний рынок? Какие виды отопительных приборов отечественного производства могут оказаться там востребованными в первую очередь?

По данному направлению мы пока находимся в начале пути, но с учётом открытия в России значительного количества новых заводов и большого резерва производственных мощностей всё большую актуальность приобретает вопрос о переходе от стратегии импортозамещения к экспортоориентированности. Исхожу из того, что наиболее предпочтительными здесь являются перспективы отопительных приборов массового спроса современных типов – алюминиевые и биметаллические, стальные панельные радиаторы отопления, а также внутрипольные медно-алюминиевые конвекторы. Причем российская продукция в этих сегментах вполне конкурентоспособна по потребительским параметрам, качеству и цене, что показало участие наших производителей в отраслевых выставках в Милане и Франкфурте-на-Майне в допандемический период. Начать нужно с малого, увеличивая объёмы экспортных поставок в государства – члены Евразийского экономического союза и страны СНГ, а дальше – постепенно и продуманно выходить уже и на рынки дальнего зарубежья.

  Получить pdf версию журнала и подписаться на рассылки заполнив форму обратной связи
  Заполнив форму, я соглашаюсь на политику HeatClub в отношении рассылок
Имя
Телефон
E-mail
Комментарий
Введите символы, изображенные на картинке